Первая страница

Stencyl

игровой 2D движок
Онлайн: РИСОВАЛКИ | ИГРЫ | РЕЛАКС программы

О программе

Stencyl – это игровой движок, который позволяет пользователям создавать 2d игры для разных компьютерных и мобильных платформ: iPhone, iPad, Android, Windows, Mac, Linux и HTML5. При этом от создателя не требуется знание программирования. Процесс написания логики, анимации, интерактива игры заключается в конструировании схем из блоков. Это называется блочное кодирование или визуальное программирование. Подход похож на Scratch, но в Stencyl гораздо больше разнообразных блоков и есть физика. В Stencyl можно создавать 2D игры разных жанров: платформеры, стрелялки, бродилки, квесты, РПГ, обучающие игры… Для продвинутых пользователей предоставлена возможность вставить свой код на языке программирования Haxe.
Программа имеет продуманный логичный интерфейс и удобна в работе. Можно выбрать русский интерфейс.

Stencyl

Конструктивные сущности

Actors (Актёры) — это объекты, представляющие персонажи или интерактивные элементы в игре. Суть Актора заключается в его способности быть запрограммированным, т.е., реагировать на действия пользователя (мышь/палец, клавиатура) и взаимодействовать с другими объектами в игровом мире.
Актор может иметь больше одного варианта внешнего вида, которые называются Animations. Действительно, каждый вид может быть анимированным представлением Актора если в одном Animation хранится несколько изображений.
Акторы могут иметь или не иметь физические свойства, такие как масса, трение и гравитация. Это позволяет им реалистично взаимодействовать с другими объектами, такими как платформы и стены (тайлы) и другими Акторами.
Важно понять с самого начала, что есть Типы Акторов (Actor Types) и отдельные Акторы, т.е., экземпляры типа. Разработчик игры буквально на каждом шаге будет с этим различием сталкиваться.

Scenes (Сцены). Являются фундаментальным элементом игрового дизайна, который позволяет пользователям создавать различные уровни/кадры/слайды/комнаты игры, меню и экраны. Суть сцен в Stencyl заключается в их способности предоставлять пользователям способ организации и управления различными частями игры. Именно на сцене происходит то, что видит игрок. Каждая сцена может иметь свой собственный набор Акторов, Плиток, переменных и других игровых параметров, характерных для этой сцены.
Пользователю в Stencyl предоставляется визуальный редактор, позволяющий создавать сцены и управлять ими, размещать в них объекты игрового мира. Сцены можно запрограммировать так, чтобы они реагировали на различные события, такие как действия игрока, таймеры и триггеры.

Tiles (Плитки) — это квадратные или прямоугольные изображения, которые можно размещать на игровом уровне для создания стен, полов, препятствий и украшений. Пользователи могут создавать свои собственные плитки или использовать готовые плитки, предоставленные Stencyl.
Можно загрузить своё изображение с плитками или рисовать их во встроенном (после автоматического скачивания) редакторе Pixelitor.
Tiles также имеют регулируемые физические свойства, необходимые для управления столкновениями.

Behaviors (Поведения). Это готовые сценарии, которые добавляются пользователем к игровым объектам, таким как для Акторы или Сцены, из одного места. Из классического программирования Поведения можно сравнить с функциями. Если Поведение написано для Актора, то оно будет действовать во всех сценах с этим Актором. Если Поведение написано для Сцены, то можно выбрать отдельные сцены, в которых оно будет действовать и избежать присутствия Поведения в ненужных для него сценах.

Events (События) — это триггеры, которые можно запрограммировать на выполнение определенных действий в ответ на действия игрока, таймера, соударения или при другом условии. Суть событий заключается в их способности предоставить пользователям способ создания интерактивного и динамичного игрового процесса.
Например, событие можно запрограммировать так, чтобы персонаж двигался, когда игрок нажимает определенную кнопку, или чтобы воспроизводился звук, когда игрок ударяется о стенку.

Physics (Физика). Набор физических параметров Акторов, Тайлов и Сцен позволяет имитировать реалистичные физические взаимодействия в игровом мире. Физика в Stencyl основана на движке Box2D. Пользователи могут включить физику для своих игровых объектов и настроить их физические свойства, такие как масса, упругость, трение, поведение при столкновении… Физика в Stencyl может использоваться для создания различных игровых механик, таких как платформеры, квесты, шутеры, симуляции транспортных средств. Например, физику можно задействовать для создания реалистичных прыжков и движения в игре-платформере или для имитации движения автомобиля в гоночной игре.
Физические параметры можно включать/выключать и редактировать их значения как в настройках объектов, так и в блочном коде с помощью специальных блоков.

Collisions (Столкновния). Это важный элемент игрового дизайна, позволяющий объектам взаимодействовать друг с другом реалистичным и привлекательным способом. Пользователи могут включить обнаружение столкновений для своих игровых объектов и настроить их поведение при столкновении, например тип реакции на столкновение, а также размер и форму хитбокса (твердой области в геометрии объекта). Причем эти хитбоксы можно регулировать как по количеству, так и по форме в специальном редакторе. Более того, в блочном коде есть возможность манипулировать хитбоксами.
Кстати, удар по объекту можно фиксировать с четырех сторон (сверху, снизу, справа, слева) и программировать отдельную реакцию для каждого типа удара.

Regions (Регионы). Это области игрового мира, которые можно настроить для запуска определенных действий или событий. Например, можно создать область для запуска анимации или звукового эффекта, когда игрок входит или выходит из определенной области сцены. Регионы также можно использовать для создания контрольных точек или инициирования событий в зависимости от местоположения определенных игровых объектов.
Пользователи могут настраивать области в редакторе Сцены, регулируя их размер, форму и положение в игровом мире.
Пользователи также могут создавать Регионы в блочном коде для дальнейшего запуска определенных действий или событий, связанных с Регионом. В блочном коде к области можно обращать по имени или к последней созданной области.

Layers (Слои) — это один из фундаментальных компонентов игрового дизайна, который позволяет пользователям организовывать и контролировать порядок отображения игровых объектов (какие объекты на переднем плане, какие на заднем…). Работа со слоями в редакторе Сцены похожа на работу со слоями в любом графическом редакторе. В первую очередь слои служат для визуального отображения объектов. Еще бывает удобно перемещать объекты со слоя на слой в блочном коде для логики игры – в этом случае к слою можно обращаться по имени или по номеру.

Attributes (Атрибуты). В классическом понимании программирования – это переменные. Областью действия переменной может быть: Актор, Сцена, Игра. В Поведение также можно добавлять атрибуты и им можно задавать свои значения в зависимости от логики игры, что схоже с передачей значений переменных в функции.

Публикация

Экспортировать игру можно на разные платформы: iPhone, iPad, Android, Windows, Mac, Linux и HTML5. В бесплатной версии можно экспортировать только в HTML5. Меня это вполне устраивает, это ведь самый универсальный формат. Игру можно разместить на своем сайте и в нее смогут играть пользователи всех-всех платформ.

В той портабельной версии Stencyl, которая предлагается для скачивания ниже, есть небольшая загвоздка с экспортом в HTML5 – программа требует каких-то доустановок Java-компонентов. Я не стал с ними заморачиваться, потому что и без низ них экспорт работает так: когда пользователь вверху справа выбирает платформу HTML5 и нажимает на кнопку [Test Game] (Тестировать игру), то создается виртуальный сервер и игра запускается в браузере по адресу

http://localhost:18524

Одновременно происходит формирование и экспорт всех необходимых файлов в папку

C:\Users\<имя_пользователя>\AppData\Roaming\Stencyl\stencylworks\www\

Вот из этой папки скопируйте всё на свой сайт и игра будет работать.

Важное замечание – игра запускается только на сервере. Если просто открыть файл index.html в браузере, то ничего не будет.

Ресурсы и расширения

StencylForge – здесь можно найти другие игры для загрузки и открытия в Stencyl, Акторов, Тайлы, Шрифты, Звуки… Причем, Акторы уже с настроенными поведениями, например, прыжками анимациями. Довольно богатая коллекция. Правда не все игры, сделанные в старых версия Scencyl, запускаются через новую версию.
Для навигации по StencylForge есть соответствующая кнопка на верхней панели программы.

Extensions (Расширения). Это дополнительный функционал для Stencyl. Можно скачать расширение по АДРЕСУ и установить в программу.
Если вы нажмете кнопку [Settings] (Настройки) на верхней панели программы и перейдете на закладку Extensions, то увидите, какие расширения у вас установлены с возможностью получить подсказку или заблокировать расширение. На этой закладке есть две кнопки: [Install Extension] – для добавления расширения из скачанного файла, и [Get More Extensions] – это ссылка на сайт с расширениями.

Шрифты. В Stencyl они растровые. Те шрифты, которые есть в StencylForge, и встроенный в программу шрифт, английские. Чтобы получить русский шрифт можно пойти двумя путями:

  1. Dashboard > Fonts > Create New > выбрать Charset = Custom > Charsets = набить нужные символы > Choose > выбрать TTF шрифт с диска.
  2. Dashboard > Fonts > Create New > [Import font from Image]. В этом случае надо будет в загруженной растровой картинке символов долго и нудно размечать каждую буковку. Зато шрифт может быть с какими угодно нарисованными символами.

Скриншоты

Скачать, почитать, посмотреть

📥 Stencyl 4.0.4 портабельная версия (пароль для разархивирования: newart.ru) для Windows 10 x64.
📥 Версии инсталляторов для Windows, Lunux и MacOS с сайта разработчика.

📕 Stencylpedia - энциклопедия движка. Обо всем в одном месте.
📕 Справка по блокам визуального программирования - описаны все блоки. Как еще можно выйти на этот справочник из интерфейса программы - на правой панели с блоками нажать ПКМ на нужном блоке и выбрать "Смотреть справку".
🎲 Сделано в Stencyl - полезно зыркнуть для понимания возможностей.
🎲 Моя первая игра в Stencyl - стрелялка мандаринами.

📺 Первые шаги в Stencyl – полчаса на русском.
📺 Переключение между состояниями Актора, анимация в Stencyl – больше часа на английском.

Анатолий Опарин, май 2023

Ещё конструкторы игр, викторин и приложений вообще для веба:
ActivePresenter – для интерактивных анимационных презентаций, тестов и скринкастов
Articulate Storyline – конструирование онлайновых презентаций, викторин и обучающих курсов
Clickteam Fusion – конструктор 2D-игр под различные платформы
Construct 2 – игровой движок для создания 2D-игр и публикации их в HTML5
GDevelop – игровой движок c редактором в вебе, на мобильных и ПК платформах
Google Web Designer – конструктор HTML5 баннеров и приложений
Hippani Animator – удобная анимационная студия с экспортом в HTML, video, анимированный gif
Saola Animate – программа для быстрого и удобного создания анимации в HTML5
Scratch – визуальный язык программирования и редактор кода
TurboWarp – продвинутый форк Scratch для создания HTML5 игр и приложений
WYSIWYG Web Builder – мощный визуальный конструктор сайтов
Большой список игровых движков – с информацией об используемых языках программирования и возможностях экспорта
Новости
От рекламы не скрыться
Аниматору на заметку
Миниигры
домой | живопись | графика | компьютерная графика | поделки | юные художники | темы | комментарии | перлы
конкурсы | игры | релакс | рисовалки | учиться рисовать | детские карты Москвы | детские стихи | статьи | видео | поиск | обратная связь