Olive – это относительно новый официально бесплатный видеоредактор, приспособленный для быстрого и удобного монтажа видео. Заметно, что разработчики при его создании вдохновлялись Adobe Premier, так как, многое в интерфейсе и концепции работы похоже. Так что, если вы ищите легкую замену этому монстру видеомонтажа, то Olive – ваш выбор. Присутствует многодорожечность, раскрой, текст, тонкая настройка многих параметров, анимация по ключевым кадрам, запись аудио и много других полезных функций.
Интерфейс редактора может быть на разных языках, в том числе русском. И по умолчанию, после загрузки, у русскоязычного пользователя он русский. Тем оформления две – темная и светлая (сдвиньте ползунок с середины скриншота):
Особенности
Анимация
Сильная сторона любого видеоредактора – возможность анимировать объекты композиции, т.е., менять во времени значения тех или иных параметров. Например, постепенное затенение/просветление, вход/уход объектов, вращение или изменение масштаба объекта…
В Olive это неплохо поставлено. При выделении объекта на таймлайне его свойства открываются в Редакторе параметров. Напротив параметров, которые поддаются анимации можно увидеть кнопочку . Кликнув на нее вы открываете для данного параметра мир анимации. Справа от этого окна можно расставлять ключевые кадры. Это окно является таймлайном для параметров в отличие от нижнего окна, таймлайна композиции, который в программе зовется Монтажный стол. По ПКМ на ключевом кадре можно поменять его интерполяцию (Linear, Bezie, Hold).
Последовательности
Olive взял от Premier Pro очень полезную штуку для более-менее профессионального монтажа – это Последовательности. Это отдельная самодостаточная видео-композиция. А фишка в том, что в проекте может быть более одной Последовательности и их можно слепить в единую композиции последовательно или параллельно, что повышает гибкость работы со сложносочиненными проектами.
Ноды и лайфхаки
В последнее время все чаще встречаю программное обеспечение, основанное на нодах, и в большинстве из таких программ работать по-другому (не в нодах) нельзя. Olive выгодно отличается от таких односторонних программ – в этом редакторе базовую работу по монтажу можно сделать без нод. Но для каких-то операций Редактор нод потребуются, чтобы вывести в нем нужную ноду и соединить с другими, после чего блок этой ноды с ее параметрами появится в Редакторе параметров, в котором уже параметры возможно отрегулировать и анимировать.
Работа с нодами происходит в окне Редактора нод. В нем можно начинать обработку видео или других медиа с нуля. Также при работе по стандартному методу в окне Монтажный стол окно нод будет наполняться объектами и связями автоматически. Кстати, хороший способ знакомства с нодами, если до этого вы не знали, что это такое.
• Opacity. Очень востребованный параметр, чтобы его использовать в композиции, особенно в анимации. Но его не вытащишь в орбиту своего внимания без Редактора нод. Почему-то. Ну ладно. Например, по кнопке вы добавили текст (объект Титры). Хотите, чтобы он плавно возникал и по прошествии нескольких секунд плавно исчезал. После добавления его на таймлайн выше всех видеодорожек выделите его инструментом . Откройте Редактор нод. Вставьте ноду Opacity (кнопка [+] > Фильтр > Opacity). С ноды Text заведите связь с параметром Texture ноды Opacity и Opacity соедините с параметром Буфер ноды Output.
Потом перейдите в Редактор параметров. Найдите появившийся блок Opacity, отожмите кнопку напротив параметра Opacity для возможности анимации. Расставьте ключевые кадры, в каждом из которых дайте параметру Opacity нужное значение.
• Синхронизировать анимацию двух объектов. Например, надо Текст с подложкой в виде Фигуры, одинаковым образом передвигать по экрану. Можно, конечно, и тому и другому объекту создать одинаковый набор ключевых кадров, но это не наш подход, мы должны управлять анимацией из одного места, а не из двух. Итак, создаем первый объект, например Фигуру. Открываем его в редакторе нод. Добавляем ноды Текст, Объединение и Трансформация. Соединяем все ноды как показано на скриншоте:
Заметим, что параметр Объединение.Основа отвечает за объект заднего плана. Потом следует в Редакторе параметров манипулировать ключами анимации именно в блоке Трансформация.
• Вращать предмет. Допустим, нужно монотонно вращать какую-то иконку на протяжении всего времени пребывания ее в Последовательности. Выделяем блок иконки на таймлайне и открывает Редактор нод. Добавляем ноды "Время" и "Математика" и соединяем как показано на скриншоте:
Затем открываем Редактор параметров, в котором появились блоки "Время" и Add. В блоке Add меняем Способ на Multiply – теперь и название блока станет Multiply, и нода также переименуется. Теперь в блоке Multiply изменим второе поле Значение на 90. После этого в области присутствия иконки на таймлайне она будет вращаться со скоростью 90 градусов в секунду.
Другие неожиданности
• Заморозить кадр. Увеличить масштаб для удобства обрезки. Вырезать из видеодорожки один кадр (кликнуть вокруг него инструментом "Подрезка"). Отодвинуть правую часть на 10 сек. Выделить кусочек с кадром > ПКМ > Скорость и длительность > задать 10 сек.
• Масштабирование таймлайна композиции. Нет кнопок или слайдера для изменения масштаба временной шкалы. Масштабировать так: поместить курсор мыши в область таймлайна, и, зажав клавишу Ctrl, повращать колесико мыши. Такой же принцип действует в окне ключевых кадров.
• Экспорт. При экспорте в конечный видео формат программа выводит прогресс-бар с индикацией процента проделанной работы и временем, оставшимся до конца ее выполнения. В самом начале рендера Olive, видимо, просчитывает все анимации и на лету проводит интерполяцию оставшегося времени, и первые полминуты он выдает "страшную" статистику типа "До конца экспорта осталось 2 часа", и это на 10-и минутный ролик. Не пугайтесь. Потом прогресс-бар оживет и убыстрится – у меня 10-и минутный ролик рендерился всего 3 минуты.
Скачать, посмотреть
📥 Скачать Olive editor 0.2.0 портабельную сборку. Проверял работоспособность на Windows 10. Несмотря на то, что версия еще не добралась до единички, работает стабильно.
📥 Скачать Olive с сайта разработчика. Есть версии под Windows, Linux и macOS. Есть версии портабельные (обожаю) и инсталляционные.
📺 Хороший обзор для новичков. Диктор говорит на английском, но в видео можно включить русские субтитры. Многие показываемые вещи понятны и без перевода. Советую посмотреть.
📺 Работа с нодами за 5 минут. Наглядное руководство на английском.